На площадке Мажилиса Парламента РК по инициативе группы общественных деятелей, возглавляемых Мухтаром Тайжаном прошел круглый стол по вопросу рационального использования земельных ресурсов, сообщает ИА «Светич» со ссылкой на пресс-службу Минсельхоза РК.
Мировая практика показывает, что эффективность аграрной отрасли во многом связана с уровнем развития оборота и рационального использования земельных ресурсов в данной стране. В Казахстане полноценный рыночный оборот сельхозземель сегодня практически отсутствует.
В ходе круглого стола М. Тайжан озвучил ряд предложений по внесению изменений в законодательные акты, предусматривающие совершенствование института аренды сельхозземель для вовлечения их в рыночный оборот путем снятия законодательных ограничений на совершение сделок в отношении права землепользования. При этом, наделяя казахстанцев правом отчуждения аренды, оставить запрет на предоставление сельхозземель в аренду иностранцам. Также было озвучено предложение по установлению жесткого контроля над всеми процессами землепользования путем внедрения в практику космического мониторинга.
На сегодняшний день отсутствие возможности легально совершать рыночные сделки по арендованным сельхозземлям вынуждает нелегально передавать земли в субаренду и получать по ним теневые доходы. Это усугубляется тем, что низкие платежи за землю позволяют землепользователю, получившему когда-то от государства право аренды на землю бесплатно, не отказываться от права аренды и держат землю про запас.
Отсутствие легальных гражданско-правовых сделок приводит к тому, что нет механизма ценообразования на сельхозземли. Соответственно фермеры лишаются права предоставлять сельхозземлю как полноценный залог, в крайнем случае при оценке применяется кадастровая стоимость земельного участка, которая существенно ниже от ее реальной стоимости.
Общественниками было предложено разрешить проводить гражданско-правовые сделки по отчуждению права на сельхозземли, эту возможность предоставить только гражданам РК и казахстанским юридическим лицам без иностранного участия в уставном капитале. Это будет стимулировать приход эффективных отечественных предпринимателей, вместо не использующих землю землепользователей. В то же время запрет на субаренду оставить без изменений.
Также было предложено внедрение единого аграрного налога, объединяющего существующие 8 видов налога, которые уплачивает сельхозтоваропроизводители. Начисление и уплата их представляет очень сложный процесс. Одновременно есть проблема, что низкий уровень такого прямого налога, как земельный, не стимулирует рациональное использование сельхозземель. Поэтому необходимо совершенствовать налоговую политику в сельском хозяйстве с тем, чтобы экономическими рычагами стимулировать землепользователей принимать меры по вовлечению неиспользуемых земель в оборот, либо добровольному возврату земель государству.
В то же время, данная мера не должна привести к повышению общей налоговой нагрузки для сельскохозяйственных товаропроизводителей и соответственно к снижению инвестиционной привлекательности сельского хозяйства. Для упрощения налогообложения и облегчения процедуры его администрирования было бы правильным ввести единый сельскохозяйственный налог для тех, кто работает на земле, определив категорию таких землепользователей.
В ходе обсуждения участниками мероприятия также были озвучены предложения по упрощению установления действенного контроля над всеми процессами землепользования путем внедрения в практику последних достижений науки по дистанционному зондированию земли и космическому мониторингу, создав соответствующую законодательную основу для использования их результатов в правоприменительной практике.
Кроме того в ходе круглого стола спикеры обсудили вопросы технологического обновления и цифровизации сферы земельных отношений, совершенствования и регулирования института аренды сельхозземель и совместными усилиями выйти на законодательное решение данного вопроса.