Сокращение перевалки зерна в порту Кавказ поставило под угрозу операции донских портов. За первые девять месяцев сельскохозяйственного сезона 2024/2025 года объемы отгрузки зерна на экспорт через порт Кавказ из Ростовской области сократились на 43%. Основной причиной данного спада стало прекращение деятельности зернотрейдера "Родные поля", который ранее обеспечивал значительную часть перевалки, используя крупнотоннажные суда-накопители.
Компания "Родные поля" вывела свои суда с рейда порта, что привело к резкому снижению логистических возможностей. Если в начале сезона уменьшение объемов отгрузки было умеренным, то к весне показатели обрушились в несколько раз. Так, в феврале отгрузки сократились в 3,5 раза, в марте — в 6 раз, а в апреле — в 5,4 раза. В частности, в апреле 2024 года экспортировано всего 204 тыс. тонн зерна, в то время как годом ранее этот показатель составил 1,1 млн тонн.
Порт Кавказ играет ключевую роль в экспортной логистике Ростовской области. Местные порты не способны принимать крупные морские суда, поэтому зерно перевозят речными судами на рейд Кавказа, где его перегружают на океанские корабли. По данным региональных властей, таким способом отправляют около 60% зерна и 15% растительного масла, производимых в области.
Анонимный источник на рынке пояснил, что "Родные поля" обеспечивали основную часть перевалки, используя специализированные суда-накопители. После их ухода остался лишь один такой корабль, который не справляется с нагрузкой. Через эту схему экспортировали зерно не только предприятия Ростовской области, но и производители Поволжья, включая Саратовскую, Самарскую, Волгоградскую и Ульяновскую области. Если перевалку не восстановят, грузооборот всех портов региона может резко сократиться, что негативно скажется на экономике и аграрном секторе.
Таким образом, текущая ситуация требует срочных мер для восстановления логистических возможностей в области, чтобы предотвратить дальнейшее снижение объемов экспорта и поддержать местных производителей. Региональные власти и участники рынка должны совместно разработать стратегии для оптимизации перевалки зерна и обеспечения стабильного грузопотока в порту Кавказ.