Недавно в российских магазинах цены на картофель перевалили за 100 рублей за килограмм, что вызвало общественное беспокойство. Президент России Владимир Путин уже прокомментировал ситуацию, отметив, что аналогичная проблема наблюдается и в Беларуси. Экономист и кандидат экономических наук Дмитрий Десятниченко объясняет, что резкий рост цен на картофель вызван несколькими факторами, включая весенние заморозки, сложности с поставками из-за рубежа и увеличение процентных ставок по кредитам.
Кратковременные ценовые колебания являются нормой для рынка. Экономист указывает, что подобные ценовые волны происходят не впервые: в прошлом цены на гречку, подсолнечное масло и яйца также резко возрастали, но затем стабилизировались. Он поясняет, что рост цен на массово востребованные продукты питания часто ведет к ажиотажному спросу. Когда цена на картофель начинает расти, потребители стремятся купить больше, что еще больше поднимает цены.
"Цены на продукты питания не могут корректироваться так быстро, как на другие товары. Когда происходит рост цен, это создает дополнительные стимулы для производителей увеличить объемы производства", - отмечает Десятниченко. Он добавляет, что, как правило, через пару месяцев после резкого повышения цен наблюдается их нормализация.
На данный момент ситуация усугубляется дефицитом внешних поставок. Весной Россия традиционно закупала картофель из Египта и Беларуси, но сейчас эти возможности ограничены. В Беларуси, согласно данным, президент Лукашенко временно запретил вывоз картофеля, чтобы избежать ценового шока на внутреннем рынке.
Десятниченко уверен, что в ближайшие месяцы ситуация с ценами на картофель стабилизируется. "Старые запасы уже исчерпаны, новые запасы пока не поступили, но это временное явление. Важно, чтобы потребители были готовы переключиться на альтернативные продукты, такие как гречка и рис. Это даст сигнал продавцам о том, что высокие цены на картофель не приемлемы", - заключает он.
Таким образом, потребители могут надеяться на скорое снижение цен на картофель, если удастся наладить поставки и увеличить производство. Важно следить за ситуацией и быть готовыми к изменениям на рынке.