Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) решила запретить до 30 июня вывоз из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) отдельных видов продовольственных товаров из-за распространения коронавируса. Согласно решению коллегии, будет запрещен вывоз подсолнечника, соевых бобов, репчатого лука, чеснока, репы, ржи, риса, гречихи, проса, крупы, муки грубого помола и гранул из злаков. «Введение запрета позволит обеспечить население достаточным количеством таких товаров во время обострения санитарно-эпидемиологической обстановки», — считает ЕЭК (цитата по сайту комиссии). Ограничения вступят в силу через 10 дней после публикации решения.
Руководитель центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко считает, что из перечня запрещенных к вывозу продуктов наиболее важные — соя и подсолнечник, поскольку Россия экспортирует их в большом объеме: по итогам сезона страна могла вывезти по 900 тыс. т этих агрокультур. «Очевидно эти планы не реализуются», — прокомментировала она «Агроинвестору». В сентябре-феврале было вывезено около 650 тыс. т подсолнечника и 580 тыс. т сои (данные за февраль оценочные, результатов за март еще нет). По оценке Масложирового союза, в этом году Россия могла экспортировать около 1,5 млн т подсолнечника — в два раза больше, чем в прошлом, но запрет на вывоз этой агрокультуры оставит в стране примерно 500 тыс. т маслосемян, говорит исполнительный директор союза Михаил Мальцев. Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько тоже считает, что до конца сезона Россия могла бы экспортировать до 500 тыс. т подсолнечника.
Принятое ЕЭК решение о запрете экспорта повлияет только на подсолнечник и сою, думает Рылько. «Все остальное у нас уже давно не вывозится», — добавляет он. При этом, продолжает эксперт, кроме России активный экспорт показывал Казахстан, но и он еще на прошлой неделе запретил поставки на внешние рынки некоторых овощей, муки, гречки и подсолнечника. «Я считаю, что запрет экспорта со стороны союза — излишняя мера. Потому что никакого экспорта, кроме подсолнечника и сои, в значимых объемах нет. А запрет на вывоз подсолнечника — это перестраховка, без этого можно было обойтись», — уверен Рылько.
Решение ЕЭК — оформление уже принятых в Казахстане и Кыргызстане запретов на экспорт, считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. При этом он не уверен, что эта мера окажет влияние на конечного потребителя. «Крупы мы не экспортируем, вывоза гречихи и ржи как нет, так и не будет. А вот подсолнечник у меня вызывает большой вопрос», — добавляет он. Ранее Казахстан и Кыргызстан одновременно запретили экспорт подсолнечного масла, продолжает Корбут. «Получается, что семечку ЕАЭС запретил вывозить, но учитывая то, что большая часть производимого масла уходит на экспорт, эти ограничения приведут к снижению закупочных цен у сельхозпроизводителей, но не приведут к резкому насыщению рынка и снижению цен», — рассказал он «Агроинвестору».
Основной покупатель российского подсолнечника — Турция, и с запретом экспорта маслосемян страна будет покупать либо российское, либо украинское масло, вывоз которого увеличится. «Мировые цены на него и на сырье и так уже выросли, а внутренняя цена на подсолнечное масло будет следовать за мировой. Поэтому нет уверенности, что эта мера даст существенный позитивный эффект для нашего рынка», — рассуждает Корбут.
«Китай — наш основной покупатель сои, хотя очевидно, с своими объемами поставок мы никак не влияем ни на мировые цены, ни на баланс спроса и предложения, — говорит Снитко. — Вот мера по подсолнечнику более сильная как для российского, так и мирового рынка: закупки подсолнечника в условиях запрета вывоза из ЕАЭС в Средиземноморском регионе и на Ближнем Востоке сократятся, что может повлечь рост экспортных цен на масло».
Масложировой союз, наоборот, поддерживает решение коллегии ЕЭК о запрете экспорта и считает его своевременным. За последнее время спрос на масло со стороны торговли вырос в четыре раза, цены на подсолнечник — на 20%, объясняет Мальцев. «Но мы были вынуждены грузить масло по старым ценам. И все это время работали себе в убыток. Принятая мера позволит стабилизировать цены на подсолнечник, благодаря чему мы сможем отгружать подсолнечное масло без убытка», — комментирует он. Следовательно, не придется повышать цены на масло в рознице для потребителей, покупательская способность которых и так падает, добавляет глава союза.
Объемы вывоза — это не главное, продолжает Мальцев. Основная проблема — диспропорции в цене: в России внутренние цены на подсолнечное масло ниже, чем на сырье. «В связи с этим мы вынуждены либо поднимать цены на масло, что неправильно, либо снижать цены на сырье, что позволит всей цепочке работать безубыточно», — поясняет он.
Решение об ограничении экспорта находится в диссонансе со словами президента России Владимира Путина, который в ходе совещания с главами стран-G20 говорил о том, что во время кризиса важно создать так называемые «зеленые коридоры», свободные от торговых войн и санкций для взаимопоставок медикаментов, продовольствия, оборудования и технологий, обращает внимание Корбут. «Получается, что на высшем политическом уровне мы заявляем о том, что нужно убрать все возможные ограничения, но в итоге их вводим, — говорит он. — Из-за непоследовательности наших действий доверие у наших внешних покупателей, мне кажется, не повысится».
Также Корбут не исключает, что подобные решения окажут влияние и на ход посевной кампании. «Нужны четкие гарантии со стороны государства, что сейчас ограничения вводят, но больше к подобным мерам прибегать не будут. В противном случае это может негативно повлиять на итоги посевной», — предупреждает Корбут. Запрет экспорта подсолнечника демотивирует его выращивание в этом сезоне, так как приведет к снижению внутренних цен, полагает Снитко. Но производственные программы уже в основном сформированы, так что сейчас эта мера вряд ли скажется на площади сева агрокультуры. «В случае продления запрета в следующем сезоне, это снизит рентабельность производителей семечки и увеличит доходность маслозаводов», — говорит она.
Ранее Масложировой союз предлагал Минсельхозу с 1 апреля ввести полугодовой запрет на экспорт подсолнечника для стабилизации цен на внутреннем рынке. Тогда эксперты негативно отнеслись к этой инициативе союза. Гендиректор аналитического центра «ПроЗерно» Владимир Петриченко говорил, что отраслевая организация всеми способами, в том числе и радикальными, пытается достичь своей цели — тотального контроля над ценами на сырье. Также ранее Россельхознадзор уже запрещал экспорт круп с 20 марта, сообщали СМИ, однако уже 24 марта ограничение было снято, писал «Интерфакс» со ссылкой на свой источник.