Большинство магазинов в России не изменили порядок реализации молочных продуктов после вступления в силу правил о разделении на полке продукции с заменителями и без заменителей молочного жира. Как сообщает пресс-служба Роспотребнадзора, по состоянию на 1 августа проверено почти 5 тыс. объектов торговли, на которых выявлено около 8 тыс. нарушений. «Как показали надзорные мероприятия, около двух третей магазинов (63%) не изменили порядок своей работы, не разместили в торговом зале информационную надпись «продукты без заменителя молочного жира», а также визуально не отделили такие продукты от иных пищевых продуктов», — указано в сообщении ведомства.
Среди проверенных магазинов 27% принадлежат крупным торговым сетям, таким как «Магнит», «Пятерочка», «Дикси», «Перекресток», «Лента», «Ашан», «Карусель». По информации Роспотребнадзора, наибольшая доля торговых точек, в которых выявлены нарушения, принадлежит торговым сетям «Магнит» (72% проверенных объектов работали с нарушениями), «Перекресток» (70%), «Ашан» (68,4%) и «Дикси» (66,2%). В результате составлено более 3 тыс. протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.15 КоАП (нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров). Представители «Магнита», X5 Retail Group, «Ашана» и «Дикси» на запросы «Агроинвестора» не ответили.
Изменения в Правила продажи отдельных видов товаров были подписаны премьер-министром Дмитрием Медведевым в январе и вступили в силу с 1 июля. Согласно им, выкладка молока и молочной продукции на полках должна осуществляться способом, позволяющим визуально отделить молочные продукты с заменителями молочного жира и без них. Кроме того, выкладка должна сопровождаться информационной надписью «продукты без заменителя молочного жира». Представители молочной отрасли рассчитывали, что эта мера может увеличить спрос на традиционную молочную продукцию и повысить к ней доверие потребителей.
Для исполнения новых правил Минпромторг и Роспотребнадзор разработали рекомендации по выкладке молочной продукции. В них указано, что торговые точки могут осуществлять разделение следующими способами: выкладывать продукты с применением полочных разделителей, с использованием дополнительного оформления ценников, а также с дополнительным оформлением товарных полок и ценников. Информационную надпись рекомендовано размещать как на «ценникодержателе» или «стоппере» (полосе для ценников), так и на самой полке. Как сообщало Роскачество в конце июля, крупные торговые сети так или иначе разделили молочные продукты, однако некоторые из них выделили под каждый вид продукции отдельные полки, а некоторые лишь ограничились дополнительным оформлением ценников.
В рекомендациях магазинам предложены варианты разделения молочных продуктов, поясняет представитель Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Власенко. «В инструкции в рекомендательном порядке изложены правила, которым ритейл должен следовать при выкладке продукции, и в соответствии с ней каждая сеть определяла для себя, что делать. В основном крупные сети пошли по пути расположения рядом с ценниками специальных аббревиатур — СЗМЖ и БЗМЖ с одновременным размещением плакатов, разъясняющих эти аббревиатуры», — рассказал «Агроинвестору» Власенко.
Однако после вступления новых правил выяснилось, что Роспотребнадзор не согласенс трактовкой сетями этой инструкции и требует выполнения сразу всех прописанных в ней рекомендаций, продолжает он. «С Роспотребнадзором состоялось несколько встреч, но доказать свою точку зрения нам пока не удалось. А так как существующие инструкции подразумевают неоднозначное толкование, не исключена вероятность, что сети будут оспаривать выписанные протоколы», — указал Власенко. В то же время, согласно его данным, Роспотребнадзор пока не выносил решений о крупных штрафах и в основном выписывал предупреждения и предписания.