По данным Росстата, за первые пять месяцев этого года плодоовощная продукция подорожала на 7,8% относительно аналогичного периода прошлого года. Однако за неделю с 28 мая по 3 июня статведомство отметило небольшое снижение цен — в среднем на 0,4%. В том числе томаты подешевели на 9,2%, огурцы — на 6,7%, капуста — на 5%. В то же время картофель стал дороже на 5%, яблоки — на 1,8%, морковь — на 1,4%.
Президент Плодоовощного союза Анатолий Куценко говорит, что такая динамика связана с началом сезонного снижения цен. «Стоимость моркови не уменьшается, так как объемы ее продаж сейчас невелики, — прокомментировал он «Агроинвестору». — Картофель же не дешевеет, поскольку сейчас на рынке присутствует в основном импортная продукция из южных стран уже нового урожая. Однако к середине июня, если погодные условия будут благоприятными, на прилавках появится ранний астраханский картофель, и цена немного упадет». Куценко добавляет, что в течение последних четырех лет стоимость картофеля была невысокой из-за сильной конкуренции на рынке, поэтому ярко выраженных сезонных колебаний нет.
По наблюдениям члена аграрного комитета Торгово-промышленной палаты Елены Тюриной, как правило, пик цен на плодоовощную продукцию приходится на середину мая, дальше наблюдается их снижение — с 1 июня постепенно дешевеют все виды плодоовощной продукции. Прежде всего, это связано с тем, что рынок готовится к поступлению нового урожая. «Производители начинают активно реализовывать овощи и фрукты, которые находятся на хранении, чтобы освободить мощности для закладки нового урожая, — поясняет она. — Кроме того, тепличные хозяйства в южных регионах с наступлением теплой погоды снижают потребление электроэнергии и могут продавать свою продукцию дешевле».
При этом Тюрина отмечает, что с каждым годом уровень цен на плодоовощную продукцию растет. В мае 2019-го цены были на 9-10% выше, чем годом ранее. «Летом — в начале осени темпы снижения стоимости будут соответствовать уровню прошлого года, но средние цены будут выше», — считает она. По ее мнению, значительнее всего будут дешеветь фрукты и овощи низкого ценового сегмента, наиболее популярные у потребителя. «Например, сейчас у нас на полках есть отечественные томаты по 100 руб./кг и бакинские по 250-300 руб./кг, и первые подешевеют примерно на 60-70%. Цены на вторые тоже упадут, но не столь значительно, так как это импортная продукция, и здесь многое зависит от курса доллара, — рассказывает Тюрина. — Снижение курса рубля относительно доллара может привести к увеличению отпускных цен импортируемой продукции».
При этом предложение отечественных овощей и фруктов продолжает увеличиваться. «Благодаря активной господдержке тепличной отрасли площади под овощами закрытого грунта за последние пять лет выросли на 40%, а доля импорта за этот период сократилась в зимний сезон с 70-80% до 40-45%, — сравнивает Тюрина. — Производители плодов и овощей открытого грунта также получали субсидии на строительство хранилищ, которые позволяют сохранять продукцию до лета. Все это позволяет нам снизить зависимость от изменений на валютно-финансовом рынке».
По оценке Плодоовощного союза, в целом погодные условия складываются благоприятно, а значит сезонное снижение цен будет на стандартном уровне. «Основное уменьшение стоимости большинства плодов и овощей начнется в июле и будет продолжаться до первых заморозков. Однако цена того же картофеля в начале следующего сезона, возможно, не будет падать с той же скоростью, как цены на другие овощи, — обращает внимание Куценко. — Картофель слишком долго стоил дешево, что привело к уходу с рынка некоторых игроков. Предложение уменьшится, а значит цены будут выше».
Он добавляет, что хотя посадка картофеля и овощей идет нормально, динамика цен может корректироваться погодными условиями как в период вегетации, так и сбора урожая, поэтому давать прогнозы в этом сегменте крайне сложно. В том числе пока неясно, опустятся ли розничные цены на овощи и фрукты до уровня прошлого года. Куценко считает, что многое будет зависеть от ритейлеров, у которых вырос уровень налоговых выплат из-за повышения с этого года НДС до 20%, и это, возможно, отразится на потребительской стоимости продукции. Также ценовая динамика будет зависеть и от покупательской способности населения.