По данным Росстата, свиноводство остается драйвером мясного сектора. В первом полугодии производство скота и птицы на убой в сельхозоргаизациях увеличилось на 1,6% к аналогичному периоду 2018-го, в том числе в свиноводстве прирост составил 5,5%, тогда как производство КРС прибавило 2,1%, а в птицеводстве показатель снизился на 1%. О ситуации в секторе «Агроинвестору» рассказал гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев.
— Недавно все-таки произошел занос вируса африканской чумы свиней (АЧС) на Дальний Восток. Насколько это опасно для нашей страны?
- На распространение АЧС в стране частичный занос вируса в одно из небольших хозяйств Дальнего Востока фактически не повлияет. Однако, к сожалению, теперь и Приморский край отметился как территория, зараженная АЧС, хотя проникновение вируса в личные хозяйства региона с территории Китая, который теперь весь охвачен АЧС, было лишь вопросом времени. Такие случаи, безусловно, ускорят уход с рынка небольших свинокомплексов, которые не придерживаются правил безопасности на своих производствах.
А вот для промышленных компаний Приморья АЧС угрозы почти не представляет, так как они принимают очень серьезные меры для защиты предприятий. К слову, промышленных свиноводческих комплексов в том регионе не так много. Это компания «Мерси Трейд», комплексы «Русагро». Тем не менее, это очередное напоминание, что необходимо еще больше усилить уже предпринятые меры безопасности.
— Как в целом сейчас развивается сектор свиноводства?
- Все складывается так, как мы прогнозировали. За первое полугодие промышленное производство свинины выросло на 5,5% относительно аналогичного периода прошлого года. С учетом падения на 7% сектора ЛПХ общий прирост в отрасли в текущем году составил 90 тыс. т в живом весе или 4,1% к аналогичному периоду 2018-го. По итогам года производство свинины в живом весе увеличится примерно на 200 тыс. т или 150 тыс. т в убойном — то есть на 4,5-5%.
— Также ваш союз ранее прогнозировал, что оптовые цены на свинину в этом году могут снизиться, какова сейчас конъюнктура?
- За первые полгода цены снизились. Импорт вырос практически вдвое, соответственно, увеличилось предложение на рынке. Все это произошло на фоне относительно невысокого сезонного спроса в летний период из-за неблагоприятной погоды. В итоге оптовые цены на свинину уменьшаются, и сейчас они на 5% ниже среднегодовой цены 2018-го. Предполагаем, что ценовой пик уже пройден, и дальше средние оптовые цены на живых свиней станут уменьшаться и по итогам 2019-го будут на 7-8% ниже, чем в прошлом году.
— По данным Росстата, потребительские цены тоже уменьшаются: в первую неделю августа свинина была на 1,1% дешевле, чем в конце прошлого года. Это влияет на динамику спроса?
- Да, в этом году возобновился рост потребления свинины. За первое полугодие он достиг плюс 4%. Кроме снижения цен, на увеличение спроса на свинину повлиял рост стоимости мяса птицы. Мясопереработчики при прочих равных условиях предпочитают использовать для производства своей продукцию свинину, а не птицу.
— Как обстоят дела с экспортом продукции свиноводства?
- Он плавно увеличивается. Экспорт мяса в первом полугодии вырос на 17% относительно аналогичного периода 2018-го, а вот поставки на внешние рынки субпродуктов из-за проблем в Гонконге стагнируют. В целом, за первые шесть месяцев текущего года мы продали за рубеж около 45 тыс. т продукции свиноводства — на 6% больше, чем в аналогичный период 2018-го, и полагаем, что по итогам года выйдем на уровень 100 тыс. т продукции. В этом объеме примерно треть будет приходиться на мясо, две трети — на субпродукты.
— Есть ли какие-то подвижки в плане экспорта свиноводческой продукции в Китай?
- Сейчас в Китае наблюдается дефицит животного белка, в том числе из-за распространения там АЧС. Еще в апреле китайская сторона заявила, что готова рассматривать поставки свинины из России из зон, свободных от этого заболевания. Сейчас надзорные органы России и Китая определяют зоны, которые можно считать свободными от вируса. Наша страна накопила огромный опыт в области компартментализации и регионализации согласно принципам Международного эпизоотического бюро, и теперь нет необходимости полностью закрывать поставки из страны из-за вспышек заболевания в отдельных регионах. Тем не менее, пока сложно прогнозировать, когда начнутся поставки в Китай российской продукции свиноводства.