По данным аналитической службы Союзроссахара, с начала сезона-2019/20 в России выпущено 7,05 млн т свекловичного сахара. Переработано 46,5 млн т сахарной свеклы из заготовленных 49 млн т. Сейчас продолжают работать 35 сахарных заводов, в основном в Центральном федеральном округе. Год назад в первую декаду января переработку вели 13 предприятий. По прогнозу союза, в целом по итогам сезона будет произведено 7,2 млн т сахара, что станет историческим рекордом. Однако результат будет зависеть от погодных условий, влияющих на сохранность свеклы, которая хранится в полевых кагатах, уточняет Союзроссахар.
Между тем Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) повысил прогноз производства сахара до более 7,4 млн т с учетом выработки из сиропа и мелассы. «На начало января все еще работают 35 заводов — это рекордная цифра для данного времени года. К ним нужно добавить еще четыре завода по переработке сиропа и мелассы, которая будет продолжаться до июля», — прокомментировал «Агроинвестору» ведущий эксперт ИКАР Евгений Иванов. Однако он тоже считает, что результат будет зависеть от сохранности сырья: свекла все еще вывозится с полей, в том числе с тех, где нет вентилируемых кагатов, и, как правило, не используются химические средства, замедляющих порчу корнеплодов. «В идеале свекла должна заморозиться и храниться в этом состоянии, однако неоднократный переход температуры через ноль мог сделать ее непригодной для переработки», — обращает внимание эксперт.
По данным ФТС, в ноябре 2019 года экспорт свекловичного сахара составил 101,5 тыс. т — это максимальный показатель с начала прошлого года. Основными импортерами стали Узбекистан (42,3 тыс. т), Таджикистан (14,3 тыс. т), Азербайджан (12 тыс. т), Казахстан (10 тыс. т), Украина (8,9 тыс. т). Всего за январь-ноябрь за рубеж было отправлено 478 тыс. т сахара.
Экспорт постоянно растет с февраля прошлого года, появляются новые рынки сбыта, также Россия вернулась на все традиционные рынки автомобильных и железнодорожных поставок, где присутствовала в последние годы (постсоветское пространство, а также Сербия, Афганистан, Монголия, КНДР), плюс, начались морские отправки в Турцию, рассказывает Иванов. «Кроме того, появились сообщения об отгрузках нашего сахара в страны ЕС — Грецию, Хорватию, однако, на мой взгляд, российская продукция туда вряд ли попадет - то есть сахар предназначен для Балкан, Северной Африки и Ближнего Востока, — считает он. — В Евросоюзе действует запретительная ввозная пошлина на сахар для иностранных поставщиков, в том числе для России. Исключение составляют определенные квоты для стран — бывших европейских колоний. Что касается Афганистана, то по состоянию на декабрь сахар туда пока еще не был поставлен».
Однако, несмотря на рост экспорт, его объемы все еще недостаточны для решения проблемы перепроизводства. Россия должна вывозить еще больше сахара, сохраняя высокий темп отгрузок длительное время, что, как показывает история, сделать непросто, продолжает Иванов. «За последние 30 лет такие высокие темпы экспорта — от 100 тыс. т в месяц — были буквально несколько раз и в течение нескольких месяцев. А сохранение такого темпа в течение года и более для России будет вызовом», — уверен он.
На фоне перепроизводства российские цены на сахар, по мнению Иванова, еще долго будут находиться под давлением, хотя сейчас есть некоторые предпосылки к небольшому росту. «19 заводов Юга к 8 января завершили переработку свеклы, а значит, до конца июля там нового сахара больше не появится. Соответственно, как минимум, там цены сахара на условиях самовывоза могут немного увеличиться, — поясняет он. — Более существенно цены внутри страны могут вырасти в случае, если оставшаяся в полях свела придет в полную негодность и не будет переработана».
Индекс цен на сахар ФАО в декабре увеличился на 4,8% по сравнению с ноябрем, сообщила организация. Отчасти это было вызвано повышением цен на сырую нефть, что побудило бразильские сахарные заводы использовать больше сахарного тростника для производства этанола, и это привело к снижению доступности сахара на глобальном рынке.
Мировые цены на сахар в долларах почти не растут уже полтора года — упав на дно в сентябре 2018-го, они лишь слегка колеблются и не демонстрируют никакой внятной динамики, отмечает Иванов, добавляя, что и в ближайшие месяцы они вряд ли будут расти. «Чтобы это произошло, нужен заметный негатив со стороны крупнейших мировых поставщиков — Бразилии, Индии, Таиланда и др., однако пока этого не наблюдается. К тому же производство в России и Беларуси выше, чем ожидали на мировом рынке», — констатирует эксперт.