06 Dec 2021

Экономический кризис: made in China — и не только!

Экономический кризис: made in China — и не только!

«Эффект бабочки»: этот термин, предложенный американским математиком Эдвардом Лоренцом, давно и прочно вошел в наш лексикон. Согласно ему, даже незначительное влияние на систему может иметь большие последствия.

Что уж говорить, если влияние значительное, и исходит оно от Китая – государства, которое является «мировой фабрикой» и новейшей из сверхдержав? Последствия могут быть очень серьезными – это и дефицит сырья, и резкий рост цен на товары различных категорий. То есть, всё, что мы с вами наблюдаем сегодня.

Мощный фундамент энергокризиса

Похоже, что идея транснациональных компаний превратить Китайскую Народную Республику в огромный «завод» по производству множества товаров оборачивается крахом. Сегодня «мировая фабрика», как еще называют эту страну, переживает сильнейший энергетический кризис. Нехватка электроэнергии, спровоцированная дефицитом угля и новыми квотами на эмиссию углекислого газа, обрушила систему логистических поставок, которая прежде казалась нерушимой.

Чтобы оптимизировать потребление электроэнергии, китайские власти ввели «веерные» отключения электричества. Из-за этого многие заводы перешли на двух- и даже однодневную рабочую неделю. А ряд производство и вовсе прекратил свою деятельность! Как результат, под вопросом оказалась судьба многих внешних контрактов. Велики риски, что многие из них так и не останутся выполненными. А те поставки, которые все-таки состоятся, значительно вырастут в цене.

Энергокризис в Китае держится на мощном фундаменте. Часть причин – локального характера: страна готовится к зимней Олимпиаде-2023 и расчищает голубое небо над Пекином. Кроме того, Китай не только исчерпал множество старых месторождений угля, но и бойкотирует австралийское сырье из-за дипломатического конфликта.

Но есть и причины общемирового происхождения. Среди них –стремительное восстановление производства и потребления после введенных из-за вспышки COVID-19 локдаунов, рекордные цены на природный газ в мире, а также борьба с глобальным потеплением и связанный с ней переход от использования ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии.

Эксперты уверены: энергокризис в Китае – только первая ласточка, и очень скоро он обрушится на другие страны. Россия и США восполняют собственные запасы и отказываются наращивать экспорт. В Латинской Америкие наблюдается сильная засуха и снижение выработки электричества на местных ГЭС. А запасы газа в подземных европейских хранилищах находятся на рекордно низком уровне.

Ситуацию усугубляет еще и то, что северное полушарие только вступает в отопительный сезон.  И не нужно быть провидцем, чтобы понять: в мире сложились идеальные условия для стремительного удорожания  газа и света, а вместе с тем – сырья, сельхозтехники, продовольственных и непродовольственных товаров.

Что стало со сталью?

В кризисе находится и отдельные отрасли металлургии. Так, в середине октября министерство промышленности Китая приказало сократить производство стали и черных металлов на ключевых заводах страны. С одной стороны, это необходимо для достижения амбициозных экологических целей. В режиме сокращенного производства заводы будут работать с ноября 2021 и до марта 2022 года.

С другой стороны, Китай сократил экспорт стали и черных металлов, чтобы удовлетворить свой быстрорастущий внутренний спрос. Цены не заставили себя ждать: закупочная цена поставок для сельхозмашиностроения резко возросла – в некоторых случаях на все 100%.

Кроме того, создались предпосылки для чрезвычайной ситуации, связанной с нехваткой нехваткой металлического кремния. Он применяется в производстве чипов и полупроводников, которые используют в системах 4.0, актуальных в инновационном, «умном»  сельхозмашиностроении.

Но его производство является чрезвычайно энергоемким и сильно страдает от дефицита электроэнергии. При этом в Поднебесной сосредоточено более 60% мирового производства металлического кремния! Согласно агентству Bloomberg, его дефицит, вызванный сокращением производства, привел к росту цен на 300% менее чем за два месяца. Так что сочетание сразу двух отрицательных факторов – молниеносного роста цен и дефицита металлического кремния — может нанести мощный удар по мировой экономике.

Что касается России – одного из основных мировых производителей стали – в стороне от общемировых процессов мы, конечно же, не останемся. Как известно, внутренние цены на отечественный металл формируются, исходя из глобальных трендов. А значит, цена на сталь в России будет подогреваться сразу двумя факторами: высокими мировыми ценами и значительным сокращением производства китайской стали.

Shipageddon уже наступил

Следующий повод для беспокойства – кризис глобальной цепочки поставок. Согласно мировому сводному индексу контейнерных морских перевозок, в сентябре 2021 года стоимость аренды выросла на 292% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года!

И вновь причины лежат на поверхности. В наши дни более 90% товаров потребления перевозятся морским путем в металлических контейнерах. 

Но пандемия COVID-19, зародившаяся в недрах Китая, завела в тупик морские грузоперевозки.  К тому времени, когда местные власти справились с распространением коронавируса внутри страны, другие государства, наоборот, только начали вводить локдауны. Это привело к тому, что десятки тысяч контейнеров застряло в различных портах. Взаимообмен грузами остановился, а китайские товары стало некуда упаковывать!

Из-за этого хрупкие цепочки мировых поставок испытали крайний стресс. Острая нехватка контейнеров из Азии привела к рекордным за последние годы ценам на морские перевозки, задержкам судов и падению уровня надежности расписания морских линий. Ограниченный доступ к уже имеющимся контейнерам создал условия для повышенного спроса на них. Как результат – рост закупочных цен новых контейнеров. Чтобы обозначить масштабы проблемы, участники рынка даже придумали новый термин «shipageddon» («ship» в переводе означает «корабль», «ageddon» – окончание от «armageddon», или «конец света»).

«Пограничный контроль и ограничения мобильности, отсутствие глобального вакцинного пропуска и сдерживаемый спрос из-за внутренних проблем объединились в идеальный шторм, когда глобальное производство будет затруднено из-за несвоевременных поставок, затраты и цены вырастут и в результате рост ВВП во всем мире не будет таким сильным», —  утверждает агентство Moody's Analytics.

В новый сезон — по старым ценам

Крупнейшие европейские компании, работающие в сфере АПК, реагируют на происходящее тревожными заявлениями. В том числе, производитель аммиака Yara (Норвегия) и BASF (Германия) заявили: они не могут игнорировать рост цен даже несмотря на то, что на 80% используют энергию собственного производства. А крупнейший производитель меди Aurubis AG (Бельгия) сетует: стоимость энергии окажет негативное влияние на рентабельность производства.

Так к чему готовится российским аграриям? К сожалению, только к росту себестоимости произведенной продукции. Посевной материал, средства защиты растений, минеральные удобрения и агрохимикаты, импортная и отечественная сельхозтехника, а также запчасти к ней: рост цен по этим и другим позициям неминуем.

Что касается сельхозтехники и запасных частей, то самое верное решение, которое позволит снизить затратную часть, – не ждать очередного повышения цен, а приобрести необходимые агромашины и запас расходных материалов по старым прайсам. Что касается дилеров, им поможет оперативное формирование стока, закупленного по выгодным ценам.

Успейте сделать это до конца года, чтоб встретить новый сезон во всеоружии!

Статья создана совместно с интернет-магазином запчастей для сельхозтехники kramp.ru

Источник: agronews.com