В Ленинградской области ожидается значительное увеличение объемов перевалки минеральных удобрений. К 2027 году в порту Усть-Луга завершится строительство нового морского терминала, который будет способен обрабатывать до 14 миллионов тонн различных видов удобрений в год. Общая сумма инвестиций в этот проект составит 80 миллиардов рублей.
Порт Усть-Луга, являющийся крупнейшим на Балтике и вторым по грузообороту в России, сыграет ключевую роль в увеличении объемов перевалки минеральных удобрений. По данным официального телеграм-канала "Портового Альянса", с января по май 2025 года грузооборот портов и терминалов Альянса увеличился на 7,2%, достигнув 16,28 миллиона тонн по сравнению с 16,18 миллиона тонн за аналогичный период прошлого года. Важным фактором этого роста стали именно портовые мощности Усть-Луги.
Специалисты отмечают, что модернизация инфраструктуры порта способствует активному развитию торговых связей с другими странами, такими как Бразилия, Индия и государства Юго-Восточной Азии. Это позволит не только удовлетворить растущий спрос на российские минеральные удобрения, но и обеспечит экономическую безопасность страны, снизив зависимость от внешних факторов.
В этом контексте стоит отметить успешный запуск первой очереди нового терминала "Порт Фавор" в Усть-Луге. Благодаря этому проекту было восстановлено производство аммиака, которое ранее было приостановлено из-за закрытия портов недружественных стран Балтики и прекращения работы аммиакопровода Тольятти — Одесса. За период пусконаладочных работ и испытаний на экспорт было отправлено около 1 миллиона тонн аммиака. Это стало возможным благодаря созданной инфраструктуре, которая на данный момент является единственной в России.
Планы по развитию железнодорожной сети также вызывают большой интерес у экспертов. После выхода строящегося терминала на полную мощность, он сможет обрабатывать 14 миллионов тонн минеральных удобрений в год. Важно отметить, что необходимость создания подобных объектов обсуждается не только стивидорными компаниями, но и властями региона. Подписание соглашения о строительстве нового терминала состоялось на Петербургском международном экономическом форуме 2025 года. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и генеральный директор АО "Портовый Альянс" Михаил Кузнецов подтвердили свои обязательства по завершению строительства.
Александр Дрозденко подчеркнул важность нового морского терминала для экономики региона и страны в целом, отметив, что развитие портовых мощностей является ключевым инфраструктурным приоритетом. Он напомнил, что несмотря на санкции, Ленобласть остается крупнейшим логистическим хабом России, с ежегодным объемом перевалки более 200 миллионов тонн.
Михаил Кузнецов также отметил важность завершения проекта и высокую степень ответственности, которую несут подрядчики. Новый терминал, по его словам, станет ключевым решением проблемы дефицита мощностей перевалки минеральных удобрений в стране и обеспечит доступ к новой портовой инфраструктуре для всех предприятий, производящих аммиак в России.
По словам экспертов, минеральные удобрения — это один из самых быстрорастущих экспортных сегментов, играющий важную роль в экономике России. С учетом активного развития портовой инфраструктуры в других регионах, есть вероятность того, что Россия в скором времени станет лидером на мировом рынке удобрений.